Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тема курсовой работы «Ситуационный подход в управлении (на примере российских и зарубежных компаний)».
Актуальность темы заключается в том, что проблема выбора подхода к управлению организацией стала весьма актуальной для российских и зарубежных предприятий и фирм. Значительное большинство провалов в управлении деятельностью организации определяются прежде всего применением неэффективного подхода к управлению предприятием, выбор которого должен в максимальной степени отвечать целям предприятия и принимающей во внимание определенные условия деятельности, осуществляется на основе тщательного анализа всех влияющих на нее факторов, оценки сильных и слабых сторон различных типов структур управления, организационной культуры.
Многообразие подходов к управлению, разработанных разными теориями менеджмента, характеризуется большим разнообразием и обусловлено множеством факторов и условий. Ситуационный подход является одним из самых часто используемых, так как позволяет учитывать динамичность изменения внешней и внутренней среды. Тем не менее, не каждая компания умеет его правильно использовать и достигать своих целей благодаря его преимуществам. В связи с этим представляется актуальным рассмотреть особенности ситуационного подхода к управлению с учетом практики российских и зарубежных компаний.
Целью работы является анализ ситуационного подхода к управлению компанией (на примере российских и зарубежных компаний
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:
- обосновать необходимость применения определенного подхода к управлению предприятием,
- рассмотреть сущность и особенности ситуационного подхода,
- изучить современные форматы ситуационного подхода в практике работы и развития российских и зарубежных компаний.
Объектом исследования является управление компанией.
Предмет – системный подход в управлении.
Методологической базой исследования послужили теоретический анализ научно-методической литературы, системный анализ, комплексный анализ, контент-анализ (анализ полученной информации), общенаучные методы исследования (счет, анализ, дедукции и индукции).
Теоретическая и практическая значимость работы определяется выявлением особенностей и условия применения ситуационного подхода в управлении компанией, а также методами его интеграции с учетом реальных условий функционирования российских и зарубежных компаний.
1 Теоретические основы применения ситуационного подхода в управлении компанией
1.1 Современные подходы к управлению компанией
Система управления организацией и эффективность менеджмента –основополагающие понятия в деятельности любой организации, поскольку задействуют все основные элементы. Необходимость совершенствования системы управления и повышения эффективности менеджмента на современном этапе определяется многими факторами.
К факторам, влияющим на эффективность менеджмента и совершенствование системы управления, можно отнести стратегию предприятия, факторы внешней и внутренней среды, организацию звеньев предприятия, характер взаимоотношений между структурными подразделениями, характер и качество принимаемых решений, а также общий концептуальный подход к управлению. На его выбор влияет множество факторов:
- стратегия деятельности компании,
- динамичность изменения внешней среды,
- способность компании управлять изменениями,
- ресурсная обеспеченность компании.
[Креативное управление в системе социального управления организацией // Салогуб А. М. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология.–2012.–No4 (108).–С. 196]
Для повышения эффективности менеджмента и совершенствования системы управления, а также выбора подхода к управлению важно правильно ставить цели.
Рассмотрим, каким образом взаимодействуют управляемая и управляющие части между собой в рамках разных подходов. Что определяет их применение.
Процессный подход. Данный подход был разработан известным теоретиком и практиком менеджмента А.Файолем. Его суть составляет понимание «процесса как целенаправленной совокупности взаимосвязанных видов деятельности, осуществляемых для получения заранее определенного продукта, результата или услуги, представляющих ценность для потребителя. Таким образом, весь бизнес – это совокупность процессов, которые имеют различную функциональную направленность и образуют цепочки действия субъектов управления относительно объектов управления. Цель применения процессного подхода – образование горизонтальных связей в компании между работниками, находящимися в одной иерархии. Его применение позволяет «организовывать работу специалистов по решению одной задачи автономно от руководящего звена и без его активного привлечения, что также повышает результативность и эффективность
Процессный подход достаточно хорошо отражает подобное взаимодействие. Рассмотрим, посредством чего происходит реализация функции управления. Функция управления осуществляется в рамках деловой системы организации, осуществляется посредством звеньев, взаимодействующих друг с другом, входит в состав управляющей подсистемы, выполняет в организации специфическую функцию. Перейдем к не менее важной функции, носящей название «организация», – последовательность действий, осуществление взаимодействия между отделами, департаментами – структурными подразделениями фирмы. С помощью данной функции определяется порядок, базовые принципы функционирования. Через какие именно действия осуществляется реализация планирования?
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ван Ден Берг, Г., Питерсма, П. Ключевые модели менеджмента. – М.: Лаборатория знаний, 2017. – 400с.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., – 6–е изд., перераб. и доп – Москва :Магистр, НИЦ ИНФРА–М, 2019. – 656 с.
3. Грибов В.Д. Основы экономики, менеджмента и маркетинга: учебное пособие. – М.: КноРус, 2017. – 224с.
4. Гришко Л.А., Серая Н.Н. Процессный подход в современной практике управления // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. №7 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsessnyy-podhod-v-sovremennoy-praktike-upravleniya (дата обращения: 17.12.2019).
5. Дейнека А.В. Управление персоналом организации: учебник. – М.: Дашков и К, 2017. – 288с.
6. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента. – М.: Вильямс, 2017. – 432с.
7. Креативное управление в системе социального управления организацией // Салогуб А. М. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология.–2012.–No4 (108).–С. 196
8. Солодухо Н.М. Методология ситуационного подхода в научном познании / Фундаментальные исследования. 2005. № 8. С.85-87.
9. Сорвина О.О. Теоретико-множественное представление бизнес-процессов как инструмент повышение эффективности и структурно-функционального моделирования // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки . 2019. №2-1
10. Ситуационные исследования: по материалам Всероссийского семинара / под общ. Ред. Н.М.Солодухо. Казань, Изд-во Казанского государственного технического университета. 2015. 184 с.
11. Таланова Н.В., Алексеева Н.В. Взаимосвязь стратегии управления организацией и стратегии управления персоналом // Вестник Российского университета кооперации. – 2015. – №3(21). – С. 73
12. Управление бизнес-процессами внутри предприятия / А. С. Селиверстов, В. В. Постнов, Д. Ю. Уткин [и др.]. — Текст : непосредственный, электронный // Экономическая наука и практика : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/265/14018/ (дата обращения: 28.04.2020).
13. Федюкова Г.Х., Барт Т.В. Комплексный подход к организационному проектированию на предприятиях малого бизнеса // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. – 2017. - №1. – С.74-79.
14. Чалдаева Л.А. Риски современного предпринимательства: характерные особенности и практика эффективного управления. Развитие предпринимательства и бизнеса в современных условиях: методология и организация. Монография / Под общ.ред. ректора Финансового университета, д.э.н., профессора М.А. Эскиндарова. – М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2017. – 466 с.
15. Черемных, С.В. Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии: практикум / С.В. Черемных, И.О. Семенов, В.С. Ручкин. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 192 c.
16. Черемных, С.В. Структурный анализ систем: IDEF-технологии / С.В. Черемных, И.О. Семенов, В.С. Ручкин. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 208 c.
17. Чукарин, А. В. Бизнес-процессы и информационные технологии в управлении современной инфокоммуникационной компанией / А. В. Чукарин. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 512 c.
18. Ширяев, В. И. Управление бизнес-процессами: Учебно-методическое пособие / В. И. Ширяев, Е. В. Ширяев. — М.: Финансы и статистика, 2014. — 464 c.
19. Юзефов В. С.Цифровая экономика в России / В. С. Юзефов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — № 4 (94) Часть 2. — С. 44—46. doi: 10.23670/IRJ.2020.94.4.031